Как рассказывать детям о живописи
Знакомить детей с мировой живописью полезно для их развития. Это формирует у ребёнка хороший вкус, расширяет кругозор, тренирует наблюдательность, фантазию и аналитическое мышление.
С какого возраста можно начинать и надо ли родителям разбираться в искусстве самим
Знакомство с картинами в простой игровой форме можно начинать, когда ребёнку исполнится 4–5 лет. Взрослым необязательно быть знатоками искусства — в основах можно разобраться прямо в процессе. При этом хорошо самому увлечься живописью, тогда и ребёнку будет интересно. Изучать картины с детьми можно как минимум тремя способами:
На планшете (предпочтительно) или компьютере с большим экраном, чтобы можно было рассматривать изображения в деталях, увеличивая и уменьшая его.
Листая художественные альбомы с репродукциями. Их можно
купить
или взять в библиотеке.
В музее, особенно если ребёнка заинтересовала какая-то картина и он хочет увидеть её своими глазами.
Как изучать живопись с детьми
Лучше начинать с классического искусства 16–20 веков и первое время отдавать предпочтение фигуративной, то есть реалистичной живописи, которая будет понятна детям. Не стоит перегружать ребёнка информацией: выберите одного художника и показывайте одну-две картины за раз. Если есть увлечения, скажем парусными кораблями, можно предлагать для начала картины именно с ними.
Прежде чем начинать занятие, подготовьтесь сами: почитайте об эпохе, в которой жил художник, узнайте, как он работал и для кого писал, найдите его портрет, выясните несколько интересных фактов биографии. Расскажите об этом ребёнку, а потом переходите к изучению выбранной картины.
Рассмотрите её вместе и дайте детям порассуждать об увиденном, задавая наводящие вопросы:
— Что ты видишь на картине? Что на ней происходит?
— Какие люди и предметы на ней изображены, во что они одеты, что их окружает?
— Что делают люди, что они чувствуют?
— Что было до событий, изображенных на картине, а что случится после?
Изучите художественные особенности картины и изобразительные приёмы художника. Здесь тоже можно задавать вопросы:
— Какие цвета использовал художник — яркие или приглушённые? Много ли цветов на картине?
— Есть ли у картины глубина? Что находится на первом плане, а что — на фоне?
— Спокойная картина или динамичная, есть ли ощущение движения?
— Какое впечатление оставляет картина — радостное, грустное, мрачное, тревожное, пугающее, светлое, спокойное?
После того как вы всё рассмотрели и обсудили, можно немного поиграть. Например, «повторить» сюжет картины — надеть похожую одежду, скопировать позы героев, сделать фотографию и сравнить её с оригиналом. Или попробовать нарисовать такую же картину самостоятельно. При этом не обязательно стремиться к точности, гораздо важнее отразить общую идею, ухватить композицию и цветовое решение.
Книги и видео для изучения искусства с детьми:
Франсуаза Барб-Галль.
«Как говорить с детьми об искусстве»
;
Анастасия Постригай, Татьяна Григорьян.
«Удивительное искусство детям»
,
«Большое искусство детям»
;
Сьюзи Ходж.
«Я знаю такого художника»
;
YouTube-канал
«Хэй, Винсент»
;
Мультфильм
«Мона Лиза, спускающаяся по лестнице»
;
Серия
«Сказки картинной галереи»
на YouTube-канале «Уроки тётушки Совы».
Какие картины стоит показать ребёнку
5–7 лет
В этом возрасте детям лучше показывать картины с простыми и понятными сюжетами, яркими цветами, очевидными действиями, узнаваемыми персонажами:
Борис Кустодиев.
«Купчиха за чаем»
;
Илья Репин.
«Осенний букет»
;
Карл Брюллов.
«Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя»
;
Жан-Батист Грёз.
«Балованное дитя»
;
Огюст Ренуар.
«Семья Анрио»
;
«Сказочные» картины Виктора Васнецова:
«Иван-царевич на сером волке»
,
«Царевна-лягушка»
,
«Витязь на распутье»
,
«Богатыри»
,
«Алёнушка»
.
8–10 лет
Дети постарше способны воспринимать более сложные сюжеты с большим количеством персонажей, различать характеры и эмоции, анализировать различные изобразительные приёмы:
Борис Кустодиев.
«Ярмарка»
;
Антонис ван Дейк.
«
Семейный портрет
»
;
Иван Шишкин.
«Ручей в берёзовом лесу»
;
Рембрандт.
«Ночной дозор»
;
Эдгар Дега.
«Танцевальный класс»
;
Огюст Ренуар.
«Зонтики»
;
Иван Айвазовский.
«Радуга»
;
Клод Моне.
«Бульвар Капуцинок»
;
Эндрю Уайет.
«Мир Кристины»
.
11–13 лет
Можно разбирать сложные и неочевидные произведения, рассматривать жизнь и быт людей, обсуждать характер картины и пытаться понять, как художник добился того или иного эффекта.
Карл Брюллов.
«Последний день Помпеи»
;
Илья Репин.
«Проводы новобранца»
;
Антонис ван Дейк.
«Портрет пятерых старших детей Карла I»
;
Исаак Левитан.
«Тихая обитель»
;
Питер Брейгель-старший.
«Охотники на снегу»
;
Ван Гог.
«Звёздная ночь»
,
«Спальня в Арле»
;
Клод Моне.
«Впечатление. Восход солнца»
;
Пабло Пикассо.
«Плачущая женщина»
;
Эдвард Мунк.
«Крик»
.
Как влюбить ребёнка в музеи
Посещение музея — это возможность увидеть мировые шедевры вживую и отличная искусствоведческая практика. Не старайтесь обойти всю экспозицию целиком, иначе ребёнок быстро устанет и надолго потеряет интерес. Составьте маршрут заранее: загляните на сайт музея и решите, какие залы стоит посетить. Будет здорово, если перед визитом вы разберёте несколько картин дома, а потом ещё раз рассмотрите их в музее — ребёнок будет рад увидеть знакомое.
А чтобы экскурсия была ещё интереснее, придумайте детям задания. Например, можно искать на картинах животных или детей, считать мужчин в шляпах или женщин в синем, найти на картинах самую большую и самую маленькую собаку.
Музеи России, куда интересно сходить с детьми
Галерея искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков
, Москва.
Что посмотреть: коллекцию картин французских импрессионистов
Музей Виктора Васнецова
, Москва
Что посмотреть: картины-иллюстрации к русским народным сказкам
Нижегородский государственный художественный музей
, Нижний Новгород
Что посмотреть: коллекцию картин русских художников
Красноярский художественный музей
Что посмотреть: картины Василия Сурикова
Музей «Детская картинная галерея»
, Самара
Что посмотреть: детские рисунки, включая международный фонд и золотой фонд, — около 18 000 экспонатов.
Радищевский музей
,
Саратов
Что посмотреть: Репина, Брюллова, Саврасова, Сурикова, Левитана, Серова, Айвазовского.
Развивает образное мышление и повышает общий интеллектуальный уровень не только живопись, но и музыка. Как научить ребёнка слушать её, мы рассказывали в
этом материале
.