От запрета на производство пакетов до субсидий на электромобили: как в мире защищают окружающую среду
Экологизировать город или страну без законов и других решений, принятых на государственном и муниципальных уровнях, сложно. Все больше глав стран и даже отдельных городов это понимают и принимают меры, чтобы защитить природу. Например, в некоторых городах
России, США
и
Египта
,
Нидерландах
,
Германии
,
Японии
и других странах организован раздельный сбор отходов и его переработка. Власти также побуждают население сокращать использование неэкологичных товаров. К примеру, в
Евросоюзе
,
Индии
, американском городе
Сиэтл
, австралийском штате
Квинсленд
ввели запрет на продажу и производство одноразовой посуды, в
Великобритании
— на пластиковые трубочки, мешалки для напитков и ватные палочки, в китайском
Шанхае
, на
Бали
, в
Кении
,
Танзании
,
Таиланде
и
Новой Зеландии
— на полиэтиленовые пакеты. Рассказываем о других, менее популярных экоинициативах, которые внедрили в России, Франции, Японии и других странах.
Запрет на воздушные шары
Воздушные шары дарят мимолетную радость, но наносят ущерб окружающей среде. На
переработку
их не принимают, поэтому они становятся мусором. Животные, птицы и водные обитатели
принимают
их кусочки за еду и травятся ими. Лежащие на земле шарики из латекса будут
разлагаться
от 15 до 100 лет.
В России благодаря призывам экоактивистов в нескольких городах решили прекратить запускать воздушные шары на городских праздниках. К примеру, администрация
Геленджика
и комитет по природопользованию
Санкт-Петербурга
ввели такой запрет в 2019 году.
В том же году от воздушных шаров на выпускных
отказались
в Сочи, а в 2018 году — от флешмобов на пляжах Чёрного моря, где жители
запускали
в небо светошары. Благодаря экоинициативе участники перестали выбрасывать на каждом таком флешмобе 300 батареек, отравляющих почву, 300 ленточек, в которых путаются птицы, и сотни кусочков латекса и других материалов, которые глотали рыбы. В 2022 году экоинициативу
поддержали
в Благовещенске.
Подобный запрет также ввели в городах
Германии
,
Австралии
,
Нидерландов
, штатах Мэриленд, Вирджиния и на Гавайях
, с 2024 года он начнет действовать и в
американском Лагуна-Бич
.
Регулирование перелётов
Несколько стран Евросоюза решили бороться с выбросами СО
2
от путешествий на самолётах, так как на авиацию приходится
2%
глобальных выбросов углекислого газа. Помимо этого, авиационный шум от лайнеров, которые низко летают над жилыми кварталами,
может вызывать
проблемы со здоровьем: нарушение слуха и сна, гипертонию, ишемическую болезнь сердца и т. д. Также, по
словам
экологов, он провоцирует миграцию диких животных, что нарушает экосистемы.
Чтобы снизить негативное влияние от авиации, в 2020 году правительство Австрии
ввело сбор
(€30) на авиабилеты на рейсы по маршрутам менее 350 км. В обмен на отказ от внутренних перелётов по маршруту Вена — Зальцбург авиакомпания Austrian Airlines
получила
также финансовую поддержку от государства.
В мае 2023 года во Франции
запретили
внутренние перелёты по маршрутам, которые можно преодолеть на поезде менее чем за 2,5 часа. Мера стала частью
закона о климате
, и ограничения коснулись даже частных самолётов.
Отказ от одноразовых билетов в метро
В 2022 году власти Парижа
приняли
решение к 2025 году отказаться от одноразовых
бумажных
билетов в метро и перевести пассажиров на современные методы оплаты. Автоматы для продажи уже постепенно убирают. Планируется, что пассажиры будут пользоваться проездными или оплачивать проезд смартфоном.
Для производства бумаги и картона ежегодно в мире
вырубают
около 4,2 млн га леса (это больше, чем площадь Швейцарии).
Постепенно отказываются от бумажных билетов и в других городах. К примеру, в Москве с начала 2023 года пассажиры метро
купили
на 3 млн меньше разовых билетов «Единый», чем за январь — май прошлого года. Оплатить проезд можно картой «Тройка» или банковской, также с октября 2021 года на всех станциях
работает
система Face Pay, которая позволяет сделать это с помощью распознавания лица.
«Новые способы оплаты уменьшили число продаж бумажных билетов в метро с 375 млн в 2013 году до 41 млн в 2022 году. Эта тенденция сохраняется»
, — отметил глава департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Максим Ликсутов.
Солнечные панели — во всех новых домах
На такой шаг пошли в Токио. Власти японской столицы
обязали
крупных застройщиков с 2025 года оборудовать новые дома
солнечными панелями
, в том числе частные. Под действие закона не попали здания с площадью крыши менее 20 кв. м. В Токио
ожидают
, что установка возобновляемых источников энергии (ВИЭ) не только снизит выбросы, но и уменьшит стоимость жилищно-коммунальных услуг.
Зелёная ипотека
Есть и другие способы экологизировать жилой сектор. Власти разных стран, в том числе
Казахстана
,
США
и
Испании
, внедрили такую кредитную программу, как зелёная ипотека. В России её запуск
одобрили
Минэкономразвития и Банк России в июне 2023 года. В сентябре о планах ввести эту программу уже в этом году
заявили
в Сбере. Зелёную ипотеку выдают для покупки готового или строительства нового жилья, которое соответствует экологическим требованиям.
С помощью этой программы власти
стимулируют
застройщиков использовать безопасные для здоровья материалы, озеленять дворы, применять водосберегающие технологии и строить энергоэффективные дома. В России зелёную ипотеку
рассматривают
как льготную, то есть планируется, что покупателям будут выдавать кредиты со сниженной ставкой.
Урбанистическая концепция «15-минутный город»
В 2022 году объединение C40 Cities Climate Leadership Group, в которое входят почти 100 мэров со всего мира,
объявило
, что планирует реализовать в пяти городах (в каких именно, пока неизвестно) одну из самых модных урбанистических концепций. В основе этой концепции лежит пешеходная доступность. Она предполагает, что всё необходимое для жизни — школы, детские сады, магазины, аптеки, спортивные залы, торговые центры — должно находиться в 15 минутах ходьбы от дома. Это не только снижает объём выбросов от автомобилей и других видов транспорта на
25%
, способствует развитию малого бизнеса и созданию новых рабочих мест, но и экономит время людей.
В том или ином виде такие проекты реализуют во всем мире. Например, в канадской Оттаве с 2019 года
начали
создавать «15-минутные кварталы». Планируется, что через 21 год более 50% передвижений по городу жители будут совершать либо пешком, либо на велосипедах, либо на общественном транспорте. Нечто подобное
реализуют
и в Москве уже более 10 лет.
«У нас другая программа. Она не называется “15-минутный город”, она называется проще — “Мой район”, в котором есть все: детский сад, школа, больница, ресторан, торговля, рабочие места»
, —
рассказал
мэр Москвы Сергей Собянин на Петербургском международном экономическом форуме в 2021 году.
Концепция «15-минутный город» — не единственная в своём роде. Подобная теория под названием «нулевой километр»
появилась
в сельскохозяйственном секторе как философия потребления продуктов от местных производителей. Этот принцип стал развиваться в урбанистике, он помогает расположить всё необходимое для жизни в шаговой доступности от дома.
Субсидии на покупку электромобилей
Ещё один вариант снижения выбросов парниковых газов от машин — популяризация экологичного личного транспорта. Исследования
показали
, что уровень выбросов от электромобиля на протяжении всего его жизненного цикла, то есть с учётом производства, в Европе и США ниже почти на 70% по сравнению с авто с двигателем внутреннего сгорания (ДВС). В некоторых странах власти стимулируют жителей покупать электротранспорт или гибридный автомобиль (в котором кроме ДВС используется и электродвигатель).
В России
работает
программа льготного автокредитования и лизинга, которая распространяется на отечественную марку электрокаров Evolute. На эти машины действует повышенная скидка — 35%. При этом её размер не может превышать 925 тыс. руб.
Во Франции покупателям подержанного электромобиля власти
выдают
бонус в размере €1 тыс., а в Германии
можно получить
субсидии на гибридные авто: для моделей, которые стоят менее €40 тыс., она составляет €4,5 тыс.
Чтобы начать вести экологичный образ жизни, не обязательно ждать мер от властей. Своими экопривычками вы тоже вносите ценный вклад в защиту окружающей среды. Сортируйте
вторсырьё
, переходите на электронные
чеки
, пользуйтесь
электронными посадочными билетами
, покупайте одежду в
секонд-хендах
и читайте наши материалы, чтобы вдохновляться и вдохновлять близких на заботу о природе.