Назад
Природа

От запрета на производство пакетов до субсидий на электромобили: как в мире защищают окружающую среду

Почему в нескольких городах России запретили запускать воздушные шары на праздниках, а во Франции и Австрии — летать на короткие расстояния
Поделиться в соцсетях
изображение

Экологизировать город или страну без законов и других решений, принятых на государственном и муниципальных уровнях, сложно. Все больше глав стран и даже отдельных городов это понимают и принимают меры, чтобы защитить природу. Например, в некоторых городах

России, США

и

Египта

,

Нидерландах

,

Германии

,

Японии

и других странах организован раздельный сбор отходов и его переработка. Власти также побуждают население сокращать использование неэкологичных товаров. К примеру, в

Евросоюзе

,

Индии

, американском городе

Сиэтл

, австралийском штате

Квинсленд

ввели запрет на продажу и производство одноразовой посуды, в

Великобритании

— на пластиковые трубочки, мешалки для напитков и ватные палочки, в китайском

Шанхае

, на

Бали

, в

Кении

,

Танзании

,

Таиланде

и

Новой Зеландии

— на полиэтиленовые пакеты. Рассказываем о других, менее популярных экоинициативах, которые внедрили в России, Франции, Японии и других странах.

Запрет на воздушные шары

Воздушные шары дарят мимолетную радость, но наносят ущерб окружающей среде. На

переработку

их не принимают, поэтому они становятся мусором. Животные, птицы и водные обитатели

принимают

их кусочки за еду и травятся ими. Лежащие на земле шарики из латекса будут

разлагаться

от 15 до 100 лет.

В России благодаря призывам экоактивистов в нескольких городах решили прекратить запускать воздушные шары на городских праздниках. К примеру, администрация

Геленджика

и комитет по природопользованию

Санкт-Петербурга

ввели такой запрет в 2019 году.

В том же году от воздушных шаров на выпускных

отказались

в Сочи, а в 2018 году — от флешмобов на пляжах Чёрного моря, где жители

запускали

в небо светошары. Благодаря экоинициативе участники перестали выбрасывать на каждом таком флешмобе 300 батареек, отравляющих почву, 300 ленточек, в которых путаются птицы, и сотни кусочков латекса и других материалов, которые глотали рыбы. В 2022 году экоинициативу

поддержали

в Благовещенске.

Подобный запрет также ввели в городах

Германии

,

Австралии

,

Нидерландов

, штатах Мэриленд, Вирджиния и на Гавайях

, с 2024 года он начнет действовать и в

американском Лагуна-Бич

.

Регулирование перелётов

Несколько стран Евросоюза решили бороться с выбросами СО

2

от путешествий на самолётах, так как на авиацию приходится

2%

глобальных выбросов углекислого газа. Помимо этого, авиационный шум от лайнеров, которые низко летают над жилыми кварталами,

может вызывать

проблемы со здоровьем: нарушение слуха и сна, гипертонию, ишемическую болезнь сердца и т. д. Также, по

словам

экологов, он провоцирует миграцию диких животных, что нарушает экосистемы.

Чтобы снизить негативное влияние от авиации, в 2020 году правительство Австрии

ввело сбор

(€30) на авиабилеты на рейсы по маршрутам менее 350 км. В обмен на отказ от внутренних перелётов по маршруту Вена — Зальцбург авиакомпания Austrian Airlines

получила

также финансовую поддержку от государства.

В мае 2023 года во Франции

запретили

внутренние перелёты по маршрутам, которые можно преодолеть на поезде менее чем за 2,5 часа. Мера стала частью

закона о климате

, и ограничения коснулись даже частных самолётов.

Отказ от одноразовых билетов в метро

В 2022 году власти Парижа

приняли

решение к 2025 году отказаться от одноразовых

бумажных

билетов в метро и перевести пассажиров на современные методы оплаты. Автоматы для продажи уже постепенно убирают. Планируется, что пассажиры будут пользоваться проездными или оплачивать проезд смартфоном.

Для производства бумаги и картона ежегодно в мире

вырубают

около 4,2 млн га леса (это больше, чем площадь Швейцарии).

Постепенно отказываются от бумажных билетов и в других городах. К примеру, в Москве с начала 2023 года пассажиры метро

купили

на 3 млн меньше разовых билетов «Единый», чем за январь — май прошлого года. Оплатить проезд можно картой «Тройка» или банковской, также с октября 2021 года на всех станциях

работает

система Face Pay, которая позволяет сделать это с помощью распознавания лица.

«Новые способы оплаты уменьшили число продаж бумажных билетов в метро с 375 млн в 2013 году до 41 млн в 2022 году. Эта тенденция сохраняется»

, — отметил глава департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Максим Ликсутов.

Солнечные панели — во всех новых домах

На такой шаг пошли в Токио. Власти японской столицы

обязали

крупных застройщиков с 2025 года оборудовать новые дома

солнечными панелями

, в том числе частные. Под действие закона не попали здания с площадью крыши менее 20 кв. м. В Токио

ожидают

, что установка возобновляемых источников энергии (ВИЭ) не только снизит выбросы, но и уменьшит стоимость жилищно-коммунальных услуг.

Зелёная ипотека

Есть и другие способы экологизировать жилой сектор. Власти разных стран, в том числе

Казахстана

,

США

и

Испании

, внедрили такую кредитную программу, как зелёная ипотека. В России её запуск

одобрили

Минэкономразвития и Банк России в июне 2023 года. В сентябре о планах ввести эту программу уже в этом году

заявили

в Сбере. Зелёную ипотеку выдают для покупки готового или строительства нового жилья, которое соответствует экологическим требованиям.

С помощью этой программы власти

стимулируют

застройщиков использовать безопасные для здоровья материалы, озеленять дворы, применять водосберегающие технологии и строить энергоэффективные дома. В России зелёную ипотеку

рассматривают

как льготную, то есть планируется, что покупателям будут выдавать кредиты со сниженной ставкой.

Урбанистическая концепция «15-минутный город»

В 2022 году объединение C40 Cities Climate Leadership Group, в которое входят почти 100 мэров со всего мира,

объявило

, что планирует реализовать в пяти городах (в каких именно, пока неизвестно) одну из самых модных урбанистических концепций. В основе этой концепции лежит пешеходная доступность. Она предполагает, что всё необходимое для жизни — школы, детские сады, магазины, аптеки, спортивные залы, торговые центры — должно находиться в 15 минутах ходьбы от дома. Это не только снижает объём выбросов от автомобилей и других видов транспорта на

25%

, способствует развитию малого бизнеса и созданию новых рабочих мест, но и экономит время людей.

В том или ином виде такие проекты реализуют во всем мире. Например, в канадской Оттаве с 2019 года

начали

создавать «15-минутные кварталы». Планируется, что через 21 год более 50% передвижений по городу жители будут совершать либо пешком, либо на велосипедах, либо на общественном транспорте. Нечто подобное

реализуют

и в Москве уже более 10 лет.

«У нас другая программа. Она не называется “15-минутный город”, она называется проще — “Мой район”, в котором есть все: детский сад, школа, больница, ресторан, торговля, рабочие места»

, —

рассказал

мэр Москвы Сергей Собянин на Петербургском международном экономическом форуме в 2021 году.

Концепция «15-минутный город» — не единственная в своём роде. Подобная теория под названием «нулевой километр»

появилась

в сельскохозяйственном секторе как философия потребления продуктов от местных производителей. Этот принцип стал развиваться в урбанистике, он помогает расположить всё необходимое для жизни в шаговой доступности от дома.

Субсидии на покупку электромобилей

Ещё один вариант снижения выбросов парниковых газов от машин — популяризация экологичного личного транспорта. Исследования

показали

, что уровень выбросов от электромобиля на протяжении всего его жизненного цикла, то есть с учётом производства, в Европе и США ниже почти на 70% по сравнению с авто с двигателем внутреннего сгорания (ДВС). В некоторых странах власти стимулируют жителей покупать электротранспорт или гибридный автомобиль (в котором кроме ДВС используется и электродвигатель).

В России

работает

программа льготного автокредитования и лизинга, которая распространяется на отечественную марку электрокаров Evolute. На эти машины действует повышенная скидка — 35%. При этом её размер не может превышать 925 тыс. руб.

Во Франции покупателям подержанного электромобиля власти

выдают

бонус в размере €1 тыс., а в Германии

можно получить

субсидии на гибридные авто: для моделей, которые стоят менее €40 тыс., она составляет €4,5 тыс.

Чтобы начать вести экологичный образ жизни, не обязательно ждать мер от властей. Своими экопривычками вы тоже вносите ценный вклад в защиту окружающей среды. Сортируйте

вторсырьё

, переходите на электронные

чеки

, пользуйтесь

электронными посадочными билетами

, покупайте одежду в

секонд-хендах

и читайте наши материалы, чтобы вдохновляться и вдохновлять близких на заботу о природе.