Что такое тренд No Buy («Без покупок»)
С начала 2025 года пользователи соцсетей начали всерьёз задумываться об ограничении своего потребления. Для этого тысячи молодых людей по всему миру решили провести этот год без покупок. Объясняем, как и почему возник тренд No Buy и какие у него правила.
Что это такое
No Buy — это популярный среди зумеров тренд, суть которого в осознанном отказе от ненужных покупок на несколько месяцев или даже год. Так молодые люди сокращают потребление, экономят деньги и переосмысливают своё отношение к вещам.
Участники тренда сами устанавливают для себя правила: от каких категорий товаров они отказываются полностью, а какие продолжают покупать.
История тренда
Идея отказа от лишних покупок не новая, и этот тренд уже не раз становился массовым, особенно в моменты кризисов и экономических спадов.
В 1992 году в Канаде художник Тед Дэйв предложил идею Дня без покупок, которая поначалу нашла отклик у небольшого числа людей в Ванкувере. Однако после продвижения этой идеи в 1997 году День без покупок впервые провели в США, причём в одно время с «Чёрной пятницей» (днём распродаж).
Тренд на отказ от лишних покупок не на один день, а на целый год стал массовым в 2006, когда группа друзей из Сан-Франциско запустила проект The Compact. Они договорились ничего не покупать в течение года, кроме товаров первой необходимости.
В 2019 году многие британцы, в том числе блогеры и модели, вступили в движение «Не покупай», чтобы отказаться от приобретения одежды и косметики.
В 2023 году новую жизнь в этот челлендж вдохнула британская студентка Миа Уэстреп. Она рассказала, что решила устроить «год без покупок» после многих лет борьбы с финансовыми трудностями. В итоге к концу 2024 года ей удалось накопить почти £8 000 (это примерно 900 тыс. руб.), хотя раньше создать финансовую подушку у неё не получалось.
В последние годы появлялись разные вариации No Buy:
Почему тренд No Buy снова стал популярным в 2025 году
Первая причина — рост цен. Большинство зумеров из Европы, США и других регионов рано столкнулись с экономическими кризисами. Молодёжь уже не может позволить аренду (и тем более покупку жилья) и другие крупные траты, которые были доступны предыдущим поколениям. Пандемия, геополитические проблемы и сложности с поиском работы заставили их меньше тратиться на импульсивные покупки и серьёзнее задуматься о своих финансах.
Вторая причина — протест против капитализма. Маленькие покупки ради удовольствия, которые так любят зумеры, съедают значительную часть бюджета и уже не кажутся столь привлекательными. Молодые люди хотят быть независимыми от маркетинга и брендов, которые заставляют тратить больше.
Третья причина — забота об окружающей среде. Производство товаров потребляет огромное количество ресурсов и загрязняет планету. Быстрая мода, ежегодное обновление гаджетов, пластиковая упаковка — всё это создаёт мусорные свалки и наносит вред природе. No Buy помогает снизить свой экологический след и уменьшить объём отходов.
Правила тренда
Каждый человек сам определяет границы своего эксперимента, но обычно действуют такие принципы.
Что можно покупать:
Что запрещено:
Кто-то также вводит дополнительные ограничения. Например, не заказывать еду с доставкой или не ходить в торговые центры, чтобы избежать соблазна.
Отказ от лишних покупок — это не только про экономию, но и про новый взгляд на владение вещами. Чтобы пользоваться чем-то, необязательно это приобретать — можно арендовать или взять бесплатно. Какие виды шеринга существуют и в чём его плюсы, рассказали в этой статье.