«Эмоциональный интеллект — один из главных навыков человека будущего»
Как научиться бесконфликтности, что такое экологичность отношений и как семья может помочь ребенку сформировать эмоциональный интеллект — рассказывает Лидия Гунина, амбассадор бренда «Монсики» и эксперт в области изучения эмоционального интеллекта и специалист по профессиональной переподготовки педагогов. Помимо этого Лидия также занимает должность консультанта студии «Союзмультфильм» и выступает с лекциями о развитии гибких навыков у детей.
— Что такое эмоциональный интеллект?
— Это сравнительно новое понятие, хотя его давно использовали в психологии, рассматривая межличностный интеллект. В эмоциональном интеллекте выделяют три составляющие. Это знание самого себя и своих эмоциональных реакций, умение контролировать свои эмоции и, конечно же, понимание своих сильных и слабых сторон. Главное здесь — принятие самого себя. Хотя умение понимать других людей и принимать их такими, какие они есть, не менее важно. Люди всё пытаются делать через фильтр своих чувств, а ведь на самом деле все разные. Нужно учиться принимать их эмоции, понимать их — это необходимая составляющая эмоционального интеллекта. Еще одна — умение выстраивать такие отношения, в которых люди умеют договариваться, выполнять задачи и находить решения проблем мирным путем.
— Влияет ли эмоциональный интеллект на экологичность отношений?
— Да, эмоциональный интеллект — это про бесконфликтность и бережное отношение к другому человеку, без нарушения его границ. Это возможно только в том случае, если мы принимаем человека в его проявлениях и учимся с ним говорить. Диалог — это основа конфликтологии, когда люди ищут и находят решение проблемы мирным путем.
— Почему в современном мире эмоциональный интеллект ставят наравне с творческим потенциалом?
— Если говорить про гибкие навыки (soft skills), то эмоциональный интеллект точно входит в пятерку навыков, необходимых, чтобы человек мог успешно реализоваться в жизни. Почему эмоциональный интеллект нужен человеку будущего? Чтобы реализовать себя, надо знать свои сильные стороны, принимать слабые, не бояться ошибаться, выстраивать команды с другими людьми. А такие взаимоотношения дают возможность многого добиваться — совместно, не конфликтуя. При этом важно понимать, что нет ничего плохого в самом конфликте, это отстаивание своих интересов. Но как их отстаивать — вот это как раз про экологичность отношений.
— Что важно при развитии эмоционального интеллекта у детей?
— На первом месте стоят родители, потому что ребенку нужен пример, чтобы понимать, что он чувствует, и реагировать поведением на свои эмоции. Ребенок смотрит, как ведут себя родители в разных ситуациях, и сам учится чувствовать благодаря этому. Поэтому важно, чтобы родители не скрывали своих чувств перед детьми, не скрывали естественное переживание разных ситуаций. Наоборот, надо показывать, как экологично их проживать в атмосфере позитива и доброжелательности.
— Допустим, родители поссорились. Как и что они могут показать ребенку?
— Дети должны знать, что когда родители ругаются, они отстаивают свои интересы. Просто об этом нужно ребенку сказать: мы сейчас ругаемся потому, что каждый хочет что-то решить для себя, но это не мешает нашей любви. Можно даже придумать семейные традиции, как заканчивать конфликт. Если конфликтный вопрос решен, можно взять получасовую паузу, чтобы все остыли, а потом вся семья соберется за чаем, чтобы обсудить результат и наметить позитивные планы. Ребенок должен понимать, что такое бывает, но заканчивается хорошо. В этом случае при конфликте ребенок всё равно чувствует безопасность и находится на территории родительской любви.
— То есть попытки сделать так, чтобы всё выглядело идеальным, это минус?
— Конечно. Плохо, когда родители придумывают для ребенка идеальную реальность — это отрыв от мира и естественности. И это вредит и взрослым, потому что они не проживают экологично свои чувства, а всё время их прячут. Рано или поздно это даст о себе знать, поэтому лучше найти экологичные методы для выражения своих чувств. Составьте календарь эмоций, повесьте дома и каждый вечер отмечайте, какие эмоции вы испытывали. Так ребенок будет видеть, что родители, наряду с радостью и воодушевлением, испытывают обиду, злость, агрессию. И он будет понимать, что он тоже имеет право на проявление этих чувств, и будет видеть примеры того, как можно проживать эти чувства, не проявляя агрессию. Я вообще рекомендую устраивать семейные советы раз в неделю. Собираться, делиться тем, что произошло за неделю — что было хорошего, что тяжелого. Возможно, кому-то нужна помощь. Всё это объединяет.
— Может ли человек сам развить эмоциональный интеллект?
— Развитие эмоционального интеллекта не имеет начальной и конечной точек. Начать никогда не поздно. Ребенок может развивать свой эмоциональный интеллект только опытным путем, даже не понимая до какого-то момента, что именно он делает. В этом требуются помощники — родители, способные расшифровать опыт того, что произошло в песочнице или в детском саду. Да, ребенок постепенно будет развиваться и сам, но чтобы это происходило быстрее, нужны взрослые, которые помогут проанализировать и наметить, как ему в следующий раз поступать. Вплоть до 18 лет, а потом человек уже сам может заняться собой.
Давай обсудим: как научить детей договариваться
И детям, и взрослым важно развивать коммуникативные навыки. Вместе с экспертами Благотворительного фонда СберБанка «Вклад в будущее» рассказываем, как научить ребенка строить диалог без конфликтов.
Читать статью
— Какие есть способы развития эмоционального интеллекта?
— Лучше всего развивают сюжетно-ролевые игры. Ребенок не развивается вне игры: ему сложно и неинтересно, мотивация будет низкая, любознательности мало. А в играх можно пробовать разные типы личности, характеры, ситуации. Игры дают искусственный опыт познания других, их реакций, поведения. Это важнейший двигатель в развитии эмоционального интеллекта. А еще книги и мультфильмы. Проживая образ книжного героя, ребенок переносит на себя какие-то черты главного героя. Так развиваются эмпатия и умение выстраивать отношения. Кстати, читая книги, иногда лучше делать паузы — спрашивать ребенка, какими, по его мнению, будут дальнейшие события, как бы герой мог поступить иначе, то есть расширять восприятие книги.
С мультфильмами ситуация иная. Пока ребенок не заговорит, смотреть их надо поменьше. Дети не всегда видят заложенный в мультфильм смысл, и родитель должен быть рядом, чтобы подсказать, сделать акценты, прорисовать образы. Тогда просмотр будет не просто времяпрепровождением, а полезной составляющей развития эмоционального интеллекта. И очень хорошо, когда в мультфильмах присутствует взрослый, который ведет ребенка в его развитии. Тогда и родитель может отдыхать.
— А как быть с «Монсиками»? Там есть такие герои или ребенку лучше смотреть сериал с родителями?
— Монсики — тот случай, когда мультфильм специально создавался для развития эмоционального интеллекта с четырех лет. Его герои — дети различных темпераментов, проживающие ситуации, с которыми сталкивается любой ребенок. Но самое важное, что есть в этом мультфильме, это как раз тот значимый взрослый — в лице Клариссы, консультанта по чувственности, который помогает детям разобраться в спорных ситуациях, прожить свои чувства и определить, почему ребенок так чувствует. Мне очень нравится, что каждый персонаж представляет свой темперамент. Потому что дети разных темпераментов чувствуют по-разному и ведут себя по-разному. Важно, когда ребенок не просто видит пример, а словно смотрит на себя в зеркало, при этом ему подсказывают выход: как поступил герой и как можно было сделать по-другому.
— Можно ли говорить, что кто-то больше расположен к развитию эмоционального интеллекта, а кто-то меньше?
— Эмоциональный интеллект лучше развивается у детей в тех семьях, где он развит у родителей. А если говорить о темпераментах, то, конечно, есть дети, в темпераменте которых уже заложено погружение в свою чувственность. Например, меланхолики глубоко погружаются в любые ситуации, в отличие от холериков, которые проживают всё очень быстро и сразу забывают, фокусируя больше внимания не на чувственности, а на действии и результативности. Кстати, есть утверждение, что эмоциональный интеллект передается по наследству. Ученые сейчас изучают это и пока пришли к тому, что некоторые реакции на события — действительно могут.
—В какой момент родителям нужно беспокоиться, что эмоциональный интеллект развит недостаточно?
— Эмоциональный интеллект развивается замедленно, если в семье что-то неблагополучно. Ребенок, живущий в авторитарной семье, находится под контролем, и ему просто не разрешают чувствовать. Никто не уделяет внимания чувствам ребенка. При этом семья не видит в этом проблемы — просто потому, что выбрана другая модель взаимодействия с ребенком. Все проблемы — в семье. Как только будет разрешен вопрос взаимодействия родителей с ребенком, как только решатся внутренние проблемы семьи, у ребенка начнут меняться реакции. Ведь дети имеют сильную эмоциональную связь с тем, что происходит в семье.
Правило трех минут: как воспитать в ребенке доверие
Родители часто волнуются, что уделяют детям мало внимания. Но если следовать «правилу трех минут», можно заметить, что качество проведенного с ребенком времени гораздо важнее его количества. Рассказываем, как эта практика помогает воспитать в ребенке доверие.
Читать статью
— Спорт или творческие кружки влияют на развитие эмоционального интеллекта?
— Да, влияет любая социальная среда, в которой находится ребенок. Творчество часто прочно связывают с эмоциональным интеллектом, но я бы всё же не соотносила это столь однозначно. Творчество развивает креативное мышление, а оно позволяет ребенку видеть мир более образно и представлять, что чувствуют другие люди. Но это не значит, что он научится эмпатии и принятию других людей. Поэтому любой вид деятельности в группе сверстников — спорт, робототехника, театральный кружок — развивает эмоциональный интеллект. Так ребенок учится взаимодействовать с другими людьми и принимать их.
— Можно ли сказать, что в будущем более успешен будет тот, у кого более развит эмоциональный интеллект?
—Безусловно. Успешность напрямую связана с эмоциональным интеллектом. И тот, у кого он развит, даже если этот человек не дотягивает в профессиональном развитии, в любом случае сможет организовать группу людей, если умеет выстраивать взаимоотношения. Именно поэтому эмоциональный интеллект находится в пятерке самых необходимых гибких навыков человека будущего.
Что такое
личностный рост
и как его начать, читайте в этом материале.