Искусство из отходов: что такое треш-арт и почему он важен
Отходы и ненужные вещи одного человека могут быть сокровищами для другого, особенно когда дело доходит до искусства. Во всём мире экохудожники, дизайнеры и архитекторы видят во вторсырье ценные материалы для своих произведений. Они стоят дешёво, а иногда и вовсе достаются творцам бесплатно. Зато смысл и подтекст инсталляции становится бесценным. Они создают нетривиальные работы, чтобы обратить внимание на
изменение климата
,
потерю биоразнообразия
,
свалки отходов
и другие проблемы влияния человека на окружающую среду. Собрали подборку из нескольких инсталляций, которые вдохновят вас на бережное отношение к природе и её ресурсам.
«Кит», Вера Чекунова, проект Neo-mosaic
В 2020 году на фасаде дизайн-завода «Флакон» в Москве появилось панно, выполненное в мозаичной технике из переработанного
пластика
. Голубые, синие и чёрные обломки разных видов материала соединились в огромного кита.
По
словам
автора работы Веры Чекуновой, «Кит» появился на фасаде «Флакона» спонтанно. Изначально он был сделан для выставки в помещении другого музея, но из-за локдауна её закрыли. В итоге он оказался на улице и остался там на целый год. Материал, который использовала художница, не пострадал. Только мягкие пластики — полиэтилен и полипропилен — немного деформировались.
Первые образцы для большой мозаики Вера создала ещё в 2019 году во время международной стажировки по переработке пластика, которую организовали лаборатория цифрового производства FabLab НИТУ «МИСиС» и Университет Париж-Сакле.
В
интервью
«Экосфере» Вера рассказала, что своей работой она хотела бы поменять риторику вокруг экологических проблем. Большинство высказываний в этой повестке несут негативное послание: задушенные пакетами чайки, черепахи, которые проглотили пластиковые трубочки, и так далее. По мнению автора, это неверный подход: люди, которые посвящают время заботе об окружающей среде, например, моют упаковки, чтобы сдать их на
переработку
, делают большую работу. И не стоит им показывать, что их маленькие шаги ничего не значат.
«То, что люди, несмотря на огромное количество других задач, этим занимаются, вызывает у меня огромное уважение
», — отметила Вера.
Инсталляция для бара «Вермутерия RE», Глеб Солнцев
Глеб Солнцев, московский художник, создал панно из использованного
пластика
совместно с дизайнером Катей Корчиновой и главой S.I.D.R Group Василисой Волковой. Оно состоит из пластиковых крышек, зажигалок, вешалок, пуговиц, чехлов для телефонов и занимает около 4 кв. м. По
словам
художника, материалы для работ брали в экоцентре «Собиратора», а также у самих посетителей, предлагая им бесплатный коктейль за вторсырьё. Глеб разбирал каждую вещь по цветам, что-то красил, а контурные линии делал из толстой окрашенной медной проволоки. На создание инсталляции ушло восемь дней.
«Основная мысль работы заключается в том, что человек является частью природы, а не [стоит] над ней, не рядом [с ней] и уж точно не против [неё]. <...> В этом панно человек безличен, он растворяется в зелени, сливаясь со своей альма-матер»
, — рассказал художник в описании под своим
видео
на YouTube.
«Сбереги Планету», Буляш Тодаева
В 2021 году Сбер совместно с промышленным дизайнером Буляш Тодаевой создали инсталляцию, приуроченную к запуску программы «Сбереги планету» (платформа переименовалась в 2022 году, теперь называется «Сберегаем вместе», — прим. ред.).
Прозрачная фигура арт-объекта, поделённая на отсеки, символизирует процесс сортировки вторсырья. В каждом из них — один из популярных видов фракций:
бумага
,
пластик
, металл и
стекло
(их легко сдать на переработку в любом регионе). Живые растения вокруг — образ природы, которой будет легче, если наши отходы правильно утилизировать.
«Смешение цветов внутри расплава пластика позволяет создавать любые текстуры и фактуры, а абстрактные формы стеклянного и металлического объекта будто остановлены в момент перехода из одной формы в другую. Объекты из самых популярных видов фракций показывают безграничный художественный потенциал вторично переработанных материалов, и помогают разобраться с маркировками»,
— отметила промышленный дизайнер и инженер в области устойчивого развития Буляш Тодаева.
Инсталляция знакомит людей с раздельным сбором отходов, маркировками и переработкой, а также призывает поразмышлять об ответственности каждого из нас за свой экологический след и попробовать его сократить.
«Метрополис», Владимир Селезнёв
«Метрополис»
— это макет целого города из отходов, созданный уральским художником Владимиром Селезнёвым. В пространстве, где выставлялась работа, каждые 30 секунд выключали свет. В темноте инсталляция кажется микростолицей какой-то микространы. При свете же зритель видит лишь пластиковые бутылки, тетрапаки, алюминиевые банки, салфетки, вёдра, втулки и многое другое. Впервые художник представил работу в 2009 году и с тех пор воссоздавал её во многих городах уже более десяти раз.
«
Когда я делал этот проект с людьми, я просил не выбрасывать мусор в течение месяца. И когда они видели, сколько мусора накапливается за месяц, они представляли масштабы. Каждый должен делать, что может. Например, я не покупаю
пакеты
, я всегда иду в магазин за продуктами с холщовой сумкой. Начни с малого: не покупай пакеты, чтобы не плодить полиэтилен. Если каждый начнёт этого придерживаться, хоть что-то сдвинется, в том числе и на уровне переработки мусора
», — сказал художник в
интервью
«МК».
«Пластик Юрского периода», Хироси Фудзи
Японский художник Хироси Фудзи начал собирать и хранить ненужные пластиковые игрушки в 1997 году. Впоследствии он основал платформу Kaekko Bazaar, на которой дети начали ими обмениваться. Фудзи заметил, что сломанные и бонусные игрушки, которые распространяют сети ресторанов быстрого питания, никто не забирает. Впоследствии он собрал 50 тыс. ненужных предметов и создал масштабную инсталляцию
«Пластик Юрского периода»
, главными героями которой стали огромные динозавры и другие животные.
Впервые работу представили в 2019 год в творческом парке Чанг Чуй в Таиланде. Его главная концепция гласит: «Ничто не бесполезно», а само пространство журнал TIME
назвал
одним из величайших мест в мире в 2018 году. Главная достопримечательность — самолёт, который используют даже после срока его службы, теперь из него сделали ресторан. В парке также есть несколько зданий и 18 разных инсталляций из переработанных материалов.
Инсталляция на Венецианской архитектурной биеннале, Алехандро Аравена
В 2016 году чилийский архитектор Алехандро Аравена представил
подвесную инсталляцию
из 11 км металлолома, а также остатков гипсокартона площадью 10 тыс. кв. м. Все материалы были собраны с предыдущей биеннале. Всего он использовал 100 т отходов. Смятые металлические обломки были подвешены вертикально в 300-метровом здании.
«Красный, жёлтый и синий», Орли Генгер
Работа
«Красный, жёлтый и синий»
была кропотливо сделана из покрытой краской завязанной вручную морской верёвки длиной 426 км. Это большая пространственная композиция размещена в парке Мэдисон-сквер в Нью-Йорке. Художница Орли Генгер собирала материал с Восточного побережья, куда верёвки принёс ветер. Она переплетала их между собой и красила вручную, в итоге получилась волнообразная масштабная инсталляция. На покраску ушло более 13 тыс. л краски.
Треш-арт — это один из способов переосмысления
отходов
. Из них можно делать не только предметы искусства, но и полезные вещи в быту, гардеробе, интерьерном дизайне. Если мы используем вещи повторно, меняем их и придаём им новые смыслы, то это уже
апсайклинг
. Из банального — покрасить старую футболку или свитшот в технике тай-дай или любой другой. Ещё больше вариантов с домашним декором. Например, из покрашенных деревянных ящиков могут получиться необычные книжные полки, а стеклянную бутылку можно превратить в стильную вазу — просто снимите этикетку, налейте воду и поставьте цветок. Из неё можно сделать и подсвечник, поставив свечу в горлышко. Тут всё зависит только от вашей фантазии.