Назад
Природа

Искусство из отходов: что такое треш-арт и почему он важен

Как из ненужных пластиковых игрушек можно сделать художественную инсталляцию. И главное — зачем
изображение

Отходы и ненужные вещи одного человека могут быть сокровищами для другого, особенно когда дело доходит до искусства. Во всём мире экохудожники, дизайнеры и архитекторы видят во вторсырье ценные материалы для своих произведений. Они стоят дешёво, а иногда и вовсе достаются творцам бесплатно. Зато смысл и подтекст инсталляции становится бесценным. Они создают нетривиальные работы, чтобы обратить внимание на 

изменение климата

потерю биоразнообразия

свалки отходов

 и другие проблемы влияния человека на окружающую среду. Собрали подборку из нескольких инсталляций, которые вдохновят вас на бережное отношение к природе и её ресурсам.

«Кит», Вера Чекунова, проект Neo-mosaic

В 2020 году на фасаде дизайн-завода «Флакон» в Москве появилось панно, выполненное в мозаичной технике из переработанного 

пластика

. Голубые, синие и чёрные обломки разных видов материала соединились в огромного кита.

По 

словам

 автора работы Веры Чекуновой, «Кит» появился на фасаде «Флакона» спонтанно. Изначально он был сделан для выставки в помещении другого музея, но из-за локдауна её закрыли. В итоге он оказался на улице и остался там на целый год. Материал, который использовала художница, не пострадал. Только мягкие пластики — полиэтилен и полипропилен — немного деформировались.

Первые образцы для большой мозаики Вера создала ещё в 2019 году во время международной стажировки по переработке пластика, которую организовали лаборатория цифрового производства FabLab НИТУ «МИСиС» и Университет Париж-Сакле.

В 

интервью

 «Экосфере» Вера рассказала, что своей работой она хотела бы поменять риторику вокруг экологических проблем. Большинство высказываний в этой повестке несут негативное послание: задушенные пакетами чайки, черепахи, которые проглотили пластиковые трубочки, и так далее. По мнению автора, это неверный подход: люди, которые посвящают время заботе об окружающей среде, например, моют упаковки, чтобы сдать их на 

переработку

, делают большую работу. И не стоит им показывать, что их маленькие шаги ничего не значат.

«То, что люди, несмотря на огромное количество других задач, этим занимаются, вызывает у меня огромное уважение

», — отметила Вера.

Инсталляция для бара «Вермутерия RE», Глеб Солнцев

Глеб Солнцев, московский художник, создал панно из использованного 

пластика

 совместно с дизайнером Катей Корчиновой и главой S.I.D.R Group Василисой Волковой. Оно состоит из пластиковых крышек, зажигалок, вешалок, пуговиц, чехлов для телефонов и занимает около 4 кв. м. По 

словам

 художника, материалы для работ брали в экоцентре «Собиратора», а также у самих посетителей, предлагая им бесплатный коктейль за вторсырьё. Глеб разбирал каждую вещь по цветам, что-то красил, а контурные линии делал из толстой окрашенной медной проволоки. На создание инсталляции ушло восемь дней.

«Основная мысль работы заключается в том, что человек является частью природы, а не [стоит] над ней, не рядом [с ней] и уж точно не против [неё]. <...> В этом панно человек безличен, он растворяется в зелени, сливаясь со своей альма-матер»

, — рассказал художник в описании под своим 

видео

 на YouTube.

«Сбереги Планету», Буляш Тодаева

В 2021 году Сбер совместно с промышленным дизайнером Буляш Тодаевой создали инсталляцию, приуроченную к запуску программы «Сбереги планету» (платформа переименовалась в 2022 году, теперь называется «Сберегаем вместе», — прим. ред.).

Прозрачная фигура арт-объекта, поделённая на отсеки, символизирует процесс сортировки вторсырья. В каждом из них — один из популярных видов фракций: 

бумага

пластик

, металл и 

стекло

 (их легко сдать на переработку в любом регионе). Живые растения вокруг — образ природы, которой будет легче, если наши отходы правильно утилизировать.

«Смешение цветов внутри расплава пластика позволяет создавать любые текстуры и фактуры, а абстрактные формы стеклянного и металлического объекта будто остановлены в момент перехода из одной формы в другую. Объекты из самых популярных видов фракций показывают безграничный художественный потенциал вторично переработанных материалов, и помогают разобраться с маркировками»,

— отметила промышленный дизайнер и инженер в области устойчивого развития Буляш Тодаева.

Инсталляция знакомит людей с раздельным сбором отходов, маркировками и переработкой, а также призывает поразмышлять об ответственности каждого из нас за свой экологический след и попробовать его сократить.

«Метрополис», Владимир Селезнёв

«Метрополис»

— это макет целого города из отходов, созданный уральским художником Владимиром Селезнёвым. В пространстве, где выставлялась работа, каждые 30 секунд выключали свет. В темноте инсталляция кажется микростолицей какой-то микространы. При свете же зритель видит лишь пластиковые бутылки, тетрапаки, алюминиевые банки, салфетки, вёдра, втулки и многое другое. Впервые художник представил работу в 2009 году и с тех пор воссоздавал её во многих городах уже более десяти раз.

«

Когда я делал этот проект с людьми, я просил не выбрасывать мусор в течение месяца. И когда они видели, сколько мусора накапливается за месяц, они представляли масштабы. Каждый должен делать, что может. Например, я не покупаю

 

пакеты

, я всегда иду в магазин за продуктами с холщовой сумкой. Начни с малого: не покупай пакеты, чтобы не плодить полиэтилен. Если каждый начнёт этого придерживаться, хоть что-то сдвинется, в том числе и на уровне переработки мусора

», — сказал художник в 

интервью

 «МК».

«Пластик Юрского периода», Хироси Фудзи

Японский художник Хироси Фудзи начал собирать и хранить ненужные пластиковые игрушки в 1997 году. Впоследствии он основал платформу Kaekko Bazaar, на которой дети начали ими обмениваться. Фудзи заметил, что сломанные и бонусные игрушки, которые распространяют сети ресторанов быстрого питания, никто не забирает. Впоследствии он собрал 50 тыс. ненужных предметов и создал масштабную инсталляцию

«Пластик Юрского периода»

, главными героями которой стали огромные динозавры и другие животные.

Впервые работу представили в 2019 год в творческом парке Чанг Чуй в Таиланде. Его главная концепция гласит: «Ничто не бесполезно», а само пространство журнал TIME 

назвал

 одним из величайших мест в мире в 2018 году. Главная достопримечательность — самолёт, который используют даже после срока его службы, теперь из него сделали ресторан. В парке также есть несколько зданий и 18 разных инсталляций из переработанных материалов.

Инсталляция на Венецианской архитектурной биеннале, Алехандро Аравена

В 2016 году чилийский архитектор Алехандро Аравена представил

подвесную инсталляцию

из 11 км металлолома, а также остатков гипсокартона площадью 10 тыс. кв. м. Все материалы были собраны с предыдущей биеннале. Всего он использовал 100 т отходов. Смятые металлические обломки были подвешены вертикально в 300-метровом здании.

«Красный, жёлтый и синий», Орли Генгер

Работа

«Красный, жёлтый и синий»

была кропотливо сделана из покрытой краской завязанной вручную морской верёвки длиной 426 км. Это большая пространственная композиция размещена в парке Мэдисон-сквер в Нью-Йорке. Художница Орли Генгер собирала материал с Восточного побережья, куда верёвки принёс ветер. Она переплетала их между собой и красила вручную, в итоге получилась волнообразная масштабная инсталляция. На покраску ушло более 13 тыс. л краски.

Треш-арт — это один из способов переосмысления 

отходов

. Из них можно делать не только предметы искусства, но и полезные вещи в быту, гардеробе, интерьерном дизайне. Если мы используем вещи повторно, меняем их и придаём им новые смыслы, то это уже 

апсайклинг

. Из банального — покрасить старую футболку или свитшот в технике тай-дай или любой другой. Ещё больше вариантов с домашним декором. Например, из покрашенных деревянных ящиков могут получиться необычные книжные полки, а стеклянную бутылку можно превратить в стильную вазу — просто снимите этикетку, налейте воду и поставьте цветок. Из неё можно сделать и подсвечник, поставив свечу в горлышко. Тут всё зависит только от вашей фантазии.