Назад
Помощь

Как общаться с глухими и слабослышащими людьми

Большинство из них может общаться практически без ограничений — если им немного помочь
Поделиться в соцсетях
изображение

В России живет около 

13 млн людей с нарушениями слуха

. Количество таких людей ежегодно растет, а к 2050 году, по данным ВОЗ, оно может увеличиться в два раза. Рассказываем, как можно помочь им общаться без ограничений.

Как общаются слабослышащие и глухие люди

У людей с нарушениями слуха есть несколько способов общения с окружающими. Самый известный — 

жестовый язык,

 при котором слова показывают руками, дополняя жесты мимикой и артикуляцией. В России и ряде стран СНГ используется русский жестовый язык, или РЖЯ. Также существует 

дактилология

 — пальцевая азбука. В этом случае руками показывают не слова, а отдельные звуки, используя их для того, чтобы передать имя или понятие, которого нет в жестовом языке. Если собеседник не владеет этими методами общения, то слабослышащий человек может писать фразы в блокноте или на экране смартфона, а также пользоваться 

приложениями

,

 которые распознают речь и переводят ее в текст и обратно.

При этом для многих глухих и слабослышащих людей обычная речь также остается средством коммуникации, ведь «глухой» и «глухонемой» — это не синонимы. Говорить, как правило, не могут только люди с врожденной глухотой или те, кто потерял слух в раннем возрасте — до трех лет. Если же проблемы со слухом начались позже, особенно когда человек уже научился читать и писать, то речь в большинстве случаев сохраняется.

Тем не менее людям с нарушениями слуха часто свойственны и нарушения речи: чем хуже человек слышит, в том числе самого себя, тем сложнее ему говорить. Слабослышащие люди могут искажать слова и звуки, говорить с особым тембром и ритмом или приглушенно, пользоваться ограниченным набором слов. Из-за этого они иногда стесняются общаться.

Как говорить со слабослышащими и глухими

Овладеть языком жестов очень непросто. Существуют обучающие приложения и курсы, но на обучение могут уйти годы. Если вам хочется иметь самые базовые знания, можно ограничиться алфавитом и научится показывать буквы (вот 

здесь

 можно посмотреть короткую видеоинструкцию). В целом же большинство людей с нарушениями слуха могут понимать обращенную к ним речь. Полная глухота встречается довольно редко. Гораздо чаще у людей сохраняется способность в той или иной степени различать звуки — самостоятельно или с помощью слухового аппарата. Есть несколько правил, которые сделают общение комфортным для человека с нарушением слуха.

Прежде чем начать говорить, привлеките внимание слабослышащего человека — назовите его по имени или махните рукой. Так он поймет, что вы обращаетесь к нему, и сосредоточит на вас внимание.

Многим слабослышащим проще адаптироваться к разговору, если заранее известно, о чем он будет.

Устраните источники шума — выключите телевизор, закройте окна.

Говорите четко, внятно артикулируйте, используйте мимику и жесты. Находитесь рядом и смотрите на собеседника. Слабослышащие люди дополнительно ориентируются на артикуляцию, жесты, выражение лица и интонацию, поэтому им важен зрительный контакт, чтобы читать по губам.

Дайте собеседнику привыкнуть к вашему голосу и манере говорить, особенно если вы общаетесь впервые.

Используйте простые речевые конструкции и прямой порядок слов. Избегайте фразеологизмов и слов с переносным значением — люди с нарушениями слуха могут воспринимать их буквально. Например, вместо «он загремел в больницу» лучше сказать «он попал в больницу».

Если вы хотите сменить тему разговора — предупредите об этом собеседника и четко обозначьте переход. Можно сказать: «А теперь я бы хотел поговорить о…»

Телефоны, адреса, имена, фамилии, названия и незнакомые термины лучше записывать и показывать.

Если собеседник переспрашивает — перефразируйте свою реплику и повторите ее чуть громче. Можно самому спросить, всё ли понятно, поскольку многие слабослышащие люди стесняются признаться, что им нужны уточнения.

Будьте терпеливы и корректны. Помните, что во время разговора слабослышащий собеседник находится в постоянном напряжении, пытаясь понять обращенную к нему речь.

Как Сбер помогает глухим и слабослышащим людям

Любой клиент, имеющий особые потребности, может указать это в разделе «Специальное обслуживание» в профиле Сбербанк Онлайн. Тем клиентам, которые указали спецпотребность «Общаюсь на РЖЯ», доступна видеоконсультация на русском жестовом языке прямо в мобильном приложении.

В офисах Сбера слабослышащие и глухие люди могут попросить сотрудника включить на планшете видеосвязь с человеком, владеющим русским жестовым языком. У Сбера есть свой штат переводчиков РЖЯ.

В онлайн-чате в мобильном приложении и с виртуальным ассистентом можно общаться как голосом, так и в переписке.

Что не рекомендуется делать, общаясь со слабослышащими людьми

Не надо громко говорить или кричать — для человека с нарушением слуха это может быть некомфортно и даже болезненно. Но если собеседник просит, нужно повторить свои слова немного громче.

Не стоит специально замедлять речь. Это сбивает естественный ритм разговора и затрудняет понимание.

Нежелательно общаться в шумных местах или говорить одновременно с другими людьми.

Не закрывайте лицо, не отворачивайтесь, не говорите на ходу и не заходите за спину слабослышащему собеседнику. Яркое солнце и тень тоже могут быть помехой для общения. Всегда помните о том, что ваше лицо должно хорошо считываться.

Даже если общение дается вам тяжело, не демонстрируйте раздражение и недовольство — люди с нарушениями слуха чувствительны к подобным вещам.

Как помочь незрячему человеку, что нужно делать обязательно и чего нельзя допускать, мы рассказывали в

этой статье

.