Турбулентность и изменения климата: есть ли связь?
Около 23% россиян боятся летать на самолётах. Одна из причин аэрофобии — опыт турбулентности. Разбираемся, что вызывает «болтанку», как на неё влияет глобальное потепление и стоит ли бояться турбулентности.
Что такое турбулентность
Когда самолёт летит, воздух обтекает крылья и даёт им опору в атмосфере. Если структура воздушного потока нарушается, возникает турбулентность: самолёт может подпрыгивать вверх или вниз и наклоняться. Это то же самое, как ехать по ухабистой дороге, только с невидимыми ямами и кочками.
Турбулентность по интенсивности делят на три вида: лёгкая, умеренная и сильная. Если при лёгкой турбулентности пассажиры могут ходить по салону, то при умеренной люди с трудом передвигаются, а незакреплённые предметы падают. При сильной турбулентности непристёгнутые пассажиры могут получить серьёзные повреждения.
Что вызывает турбулентность
Турбулентность возникает в трёх ситуациях: во время гроз и ураганов, над горами и при ясном небе. «Болтанку» в первых двух случаях пилоты обнаруживают визуально или с помощью радара.
Турбулентность ясного неба — самая опасная: она возникает внезапно, её невозможно спрогнозировать и избежать. Её вызывает вертикальный сдвиг ветра. Это происходит, когда встречаются две воздушные массы, движущиеся с разными скоростями или в разных направлениях. В результате ветер резко меняет скорость и/или направление на небольшой площади. Чаще всего это происходит вблизи высотных струйных течений — мощных воздушных потоков, которые движутся вокруг земного шара на высоте от 8 до 12 км. Как раз в диапазоне, где летают самолёты.
Как связаны турбулентность и изменения климата
В 2017 году исследователи из британского Университета Рединга обнаружили, что удвоение концентрации углекислого газа в атмосфере может привести к увеличению числа случаев лёгкой турбулентности ясного неба примерно на 59%, умеренной турбулентности на 94% и сильной турбулентности на 149%.
Исследования показывают: изменение климата уже усиливает турбулентность в Северной Атлантике из-за увеличения вертикального сдвига в струйном потоке. Глобальное потепление ускоряет воздушные массы в верхних слоях атмосферы: их скорость растёт на 2% при увеличении средней температуры воздуха на 1℃. В результате увеличивается разница между потоками воздуха — и сдвиг ветра усиливается.
Годовая продолжительность турбулентности ясного неба выросла в 2020 году по сравнению с 1979 годом:
Ряд учёных считают, что турбулентность встречается чаще от загруженности воздушных магистралей: самолёты не могут облететь зоны «болтанки» из-за плотного потока лайнеров в небе.
Чем опасна турбулентность
Самолёты могут противостоять сильной турбулентности: в конструкции и материалах заложен запас прочности. Но каждая минута в условиях турбулентности увеличивает его износ. В результате уменьшается возможный срок эксплуатации самолёта и увеличивается число ремонтов. Кроме того, непристёгнутые пассажиры и бортпроводники рискуют получить травмы.
Поэтому пилоты заранее планируют, как обойти зоны турбулентности: перед вылетом проверяют метеорологические карты и сводки погоды на маршруте. Если в полёте началась «болтанка», не отмеченная на картах, пилоты сообщают о ней диспетчеру. И он предупреждает другие борта, входящие в этот сектор.
Если зону сильной турбулентности обойти не удаётся (есть ограничения, на каком удалении это делать безопасно), то самолёты уходят на запасные аэродромы. Для этого на борту есть запас топлива.
Как обезопасить себя
Слушайте инструкции членов экипажа и оставайтесь на месте с пристёгнутым ремнём безопасности как можно большую часть полёта. Пилоты всегда летают, пристёгнутые поясными и плечевыми ремнями.
Страхование путешественников от СберСтрахования покроет ваши расходы в непредвиденных ситуациях: при задержке рейса, потере багажа, получении травм и не только.
Самолёт — самый неэкологичный вид транспорта. Узнайте, как уменьшить свой транспортный след в путешествии на дальние расстояния, в нашем материале.