Как изменилась благотворительность в 2023 году
В 2023 году благотворители предпочитали помогать адресно, решать конкретную проблему и жертвовать в фонд с прозрачной отчётностью. К таким выводам пришли авторы исследования «Профессиональная благотворительность в России 2023». Его провели специалисты аналитической и консалтинговой компании Frank RG и частного банковского обслуживания Sber Private Banking.
В ходе исследования в интервью и опросе участвовали 16 некоммерческих организаций (НКО) и 1299 респондентов разного уровня дохода. Кроме этого, Frank RG и Sber Private Banking провели бенчмарк-исследования (анализ данных для принятия бизнес-решений) с участием 33 НКО и трёх банков: Сбера, Газпромбанка и МТС Банка. Банки исследовали транзакции клиентов.
1299 людей
участвовали в исследовании
Основные выводы исследования
Почему люди помогают
Благотворительностью в разных форматах занимаются 73% респондентов. Среди причин помогать доноры называли:
Опрошенные называли и другие причины: религиозные взгляды, желание вдохновить других людей.
60% опрошенных людей предпочитают помогать нуждающимся напрямую; 28% — участвовать в благотворительных акциях или мероприятиях; 53% — переводить средства фонду или приюту. Как выбрать фонд и не наткнуться на мошенников — читайте здесь.
73%
опрошенных помогают другим
Сколько средств жертвуют благотворители
Средний чек физического лица за один перевод в НКО в первой половине 2023 года снизился и составил 679 руб. В предыдущем полугодии средний чек составлял 1138 руб. При этом 45% респондентов отправляют средства на благотворительность не менее трёх раз в месяц, ещё 30% — раз в месяц, 25% — раз в год.
Настроить автоматический регулярный перевод фонду можно в СберВкладе.
Способы пожертвований тоже меняются. Кроме прямых переводов, популярность набирают округление сумм трат в пользу благотворительных фондов, доли от кешбэка или бонусов. У состоятельного клиента банка за счёт округлений и кешбэка в фонды может поступать от 6 до 28 тыс. руб. в год, у массового клиента — от 600 до 3 тыс. руб. в год.
Клиенты Сбера могут отправлять пожертвования через приложение СберБанк Онлайн. Для этого в строке поиска введите «Благотворительность» и выберите способ доната: баллами «Спасибо» или рублями.
679 руб.
средний чек пожертвования
Куда отправляются пожертвования
При выборе фонда благотворители ориентируются на его деятельность. Состоятельные филантропы учитывают также прозрачную отчётность, репутацию НКО и личное знакомство с руководством или кем-то из сотрудников.
Помогать другим можно, открыв вклад «Подари жизнь». Каждые 3 месяца банк будет перечислять 0,3% годовых в фонд «Подари жизнь». Если оформить одноименную карту, то с каждой покупки на счёт фонда отправится 0,3% суммы, столько же добавит от себя банк.
Самым популярным направлением благотворительности в 2023 году стала помощь людям из социально уязвимых групп. Их поддерживают 54% доноров. На втором месте пожертвования в НКО, которые помогают животным и окружающей среде.
По сравнению с 2022 годом больше людей стали помогать продуктами и вещами — процент таких благотворителей увеличился с 48 до 67%. Вы тоже можете отдать ненужные вам вещи на благотворительность. Как это сделать, читайте в нашем материале.
Растёт уровень помощи на восстановление территорий после чрезвычайных ситуаций — с 8,2% в 2022 году до 21,2% в 2023 году.
54%
помогают социальным фондам
Что изменилось внутри НКО
Для 63% опрошенных фондов целью в 2023 году было привлечение состоятельных доноров. В итоге около 30% всех частных пожертвований в прошлом году пришлись на долю HNWI-благотворителей (от англ. High Net Worth Individuals — лица с высоким уровнем дохода) с капиталом от $1 млн.
На оплату труда в первом полугодии 2023 года фонды стали тратить больше, чем в первом полугодии 2022 года: 45% всех расходов уходили на зарплаты сотрудников.
30%
пожертвований фонды получали от состоятельных людей
Юрий Грибанов, генеральный директор Frank RG, считает, что благотворительные фонды должны уметь оперативно адаптироваться к внешним вызовам. Сотрудникам фондов важно уметь управлять командой маркетинга, PR, фандрайзинга. Какие ещё навыки нужны тем, кто хочет перейти в некоммерческий сектор, читайте в этом материале.