Реагенты на дорогах: польза или вред
Ежегодно россияне жалуются на засыпанные реагентами дороги и тротуары. Химикаты топят лёд, чтобы людям было безопасно ходить и ездить на автомобиле. Обратная сторона такой помощи — испорченная обувь, ожоги на лапах животных, коррозия на автомобилях. Разбираемся с экспертами, существуют ли натуральные аналоги химических реагентов и насколько они опасны для окружающей среды и человека.
Чем опасны реагенты
После таяния сугробы из реагентов превращаются в воду. Она остаётся в почве и попадает в водоёмы. Сергей Сысоев, руководитель отдела экологической экспертизы EcoStandard group, подтверждает, что реагенты вызывают:
Кроме этого, химикаты портят обувь и вызывают коррозию металла, что беспокоит автомобилистов.
Какие бывают реагенты
Противогололёдные реагенты делятся на жидкие и твёрдые и бывают нескольких типов: химические, фрикционные и комбинированные. Несмотря на то, что химические реагенты относят к 3-4 классу опасности, то есть веществам умеренно опасным или малоопасным, именно они вредят окружающей среде, здоровью и вещам. Поэтому коммунальщики иногда пользуются другими видами средств против гололёда: песком или кофейным жмыхом.
Химические реагенты состоят из хлоридов, формиатов (соли и эфиры муравьиной кислоты) и ацетатов (соли и эфиры уксусной кислоты). Кислотные соединения могут вызывать ожоги кожи, глаз и дыхательных путей; хлорид натрия (поваренная соль) уменьшает разнообразие бактерий и грибов, провоцирует отравление у собак; хлорид магния раздражает кожу; хлорид кальция сушит лапы; хлорид калия вредит растениям и портит автомобили.
Из всех хлоридов в составе реагентов наименьший вред природе наносит хлорид кальция. Хлорид калия тоже безопасен для почвы. Его добавляют в небольшом количестве в реагенты для улучшения их экологических характеристик.
Юлия Антонова
Исполнительный директор Национальной ассоциации зимнего содержания дорог
Фрикционные, или абразивные, реагенты состоят из щебня, песка, гранитной крошки и других материалов. Крошки создают трение с поверхностью и не позволяют скользить на льду. В комбинированные реагенты, помимо химических веществ, таких как соль, добавляют абразивные материалы.
В России дворы, тротуары и тропинки обрабатывают комбинированными средствами. От химии в составе реагентов пока нельзя избавиться совсем, их используют для безопасности водителей, так как песок и щебень не справляются с этой задачей.
На дорогах с интенсивным движением расплавить лёд или размягчить снежный накат до чёрного асфальта с различимой разметкой могут только химические реагенты. Современные ПГМ (противогололёдные материалы) обязательно проходят экологическую экспертизу, она подтверждает их безопасность для окружающей среды.
Юлия Антонова
Исполнительный директор Национальной ассоциации зимнего содержания дорог
Какие безопасные альтернативы существуют
Самый популярный метод избавиться от гололёда — это песок. В Калининграде для этих же целей работники зоопарка используют кофейный жмых. Тем же способом пользуются и некоторые владельцы кофеен в Петербурге. В 2022 году экоблогер Олеся Беспёрстова предложила посыпать дорожки отработанной кофейной гущей — и не скользко, и отходов меньше. В Хельсинки, кроме кофейного жмыха, используют гранитную крошку. Все эти способы относятся к фрикционным (создающим трение) методам борьбы с гололёдом.
К сожалению, безопасные аналоги (песок, кофе, минеральная крошка) не так эффективны, как соляные и химические смеси. Альтернативные материалы дают лишь временный эффект, снижая «скользкость» поверхности, но не плавят лед.
Сергей Сысоев
Руководитель отдела экологической экспертизы EcoStandard group
Ещё один экологически безопасный и неожиданный способ бороться со льдом — это свекольный сок. Соединяясь с кристаллами льда, он понижает температуру замерзания. По некоторым данным, на участке, политым свекольным соком, лёд образуется только при температуре ниже –26℃. Такой способ безопасен, но и у него есть минусы:
Отказ от использования химических смесей был бы идеальным решением с точки зрения экологичности, но в мегаполисе невозможно обеспечить своевременную очистку от снега и льда исключительно механическим способом. Ситуация усугубляется тем, что снег не успевают вывозить в полном объёме и он до весны лежит на газонах, отравляя окружающую среду.
Сергей Сысоев
Руководитель отдела экологической экспертизы EcoStandard group
Как защитить себя и питомца от реагентов
Чтобы не разносить вредные вещества по всему дому, снимайте обувь в прихожей. Протирайте все поверхности в доме — так частички пыли и химикатов не попадут в лёгкие. Для этого можете использовать средства из натуральных ингредиентов из нашей подборки.
Для защиты питомца от ожогов надевайте на лапы обувь, перед прогулкой обрабатывайте кожу защитным спреем-воском, после — мойте лапы специальным шампунем и не посыпайте химикатами свой участок, если у вас частный дом. Если собака вылизывает лапы и испытывает боль при ходьбе, обратитесь к ветеринару — так вы быстро поможете питомцу и исключите возможность интоксикации.
Как обрабатывать дороги без вреда для природы
Эксперты считают, что реагенты предназначены исключительно для работы на дорожном покрытии и не должны попадать в почву. Это подтвердила Юлия Антонова, исполнительный директор Национальной ассоциации зимнего содержания дорог:
Переваливать снег с реагентами на газоны нельзя: талый снег нужно собирать и вовремя вывозить на специальные снегоплавильные комплексы или полигоны. Если соблюдать технологию уборки, окружающая среда будет в безопасности.
Коммунальщики должны следить за тем, сколько реагенты лежат на дорогах. Весной также нужно проверять почву на засоленность.
Важно наблюдать за состоянием почвы — засоленность не должна превышать 7 мг/100 г почвы (0,007%). В соответствии с постановлением правительства Москвы, в случае превышения допустимых значений в апреле-мае почву нужно промывать водой, расходуя от 100 до 160 л на кв. м в зависимости от почвенного состава, при этом не допуская размыва.
Сергей Сысоев
Руководитель отдела экологической экспертизы EcoStandard group
Мечта людей управлять погодой становится всё ближе. Зимой мы хотим справиться с гололёдом, в засуху — передвинуть айсберги или вызвать дожди. В этом материале мы рассказываем, какими способами пользуются инженеры и другие учёные, чтобы вызывать осадки, и безопасно ли это для окружающей среды.